Почему происходит смена зубов биология 8 класс


Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Лучшие новости сайта


Текущая страница: 12 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

Глава 8. Пищеварение

Из этой главы вы узнаете

• почему пищевые белки, жиры и сложные углеводы, для того чтобы усвоиться организмом, должны быть расщеплены на составные части;

• каковы строение и функции органов пищеварения и как они регулируются;

• что делать при желудочно-кишечных заболеваниях, отравлениях и аппендиците.

Вы научитесь

• выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения;

• различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы;

• определять в своём теле местоположение желудка, печени, аппендикса;

• распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачебную помощь при их появлении.

§ 30. Питание и пищеварение

1. Как организм использует питательные вещества?

2. Почему необходимо расщепление белков, жиров и сложных углеводов на составные части?

3. Как происходит пищеварение?

4. Каково строение органов пищеварения?

5. Что такое продукты питания и питательные вещества?

Пища – источник энергии и строительного материала. Пища необходима для поддержания жизни. Каждая клетка организма постоянно обновляется за счёт питательных веществ, приносимых кровью. Из них она черпает энергию для своей жизнедеятельности. Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

Благодаря пластическому обмену происходит усвоение части питательных веществ. Из них строятся новые белки, жиры и углеводы, необходимые организму для восстановления утраченных клеток и их частей, для его роста и развития.

Другая часть питательных веществ используется для энергетического обмена. Вместе с пищей в организм поступают органические вещества, в молекулах которых содержится запас потенциальной химической энергии. В клетках организма животных и человека органические вещества подвергаются биологическому окислению: углеводы и жиры разлагаются до углекислого газа и воды, белки – до углекислого газа, воды и солей аммония. В результате этого процесса, происходящего в каждой клетке тела, освобождается энергия, которая необходима для создания новых веществ, теплообразования, сокращения мышц, проведения нервных импульсов, для работы сердца и других внутренних органов.

Необходимые для жизни питательные вещества человек получает из пищи растительного и животного происхождения. Но в основе «пищевой пирамиды» находятся растения, поскольку, как вы уже знаете, они создают первичные органические вещества, используя энергию солнечного света. Пищевые белки, жиры и углеводы, как растительные, так и животные, не могут непосредственно поступить в кровь, так как являются чужеродными для организма. Для того чтобы питательные вещества были усвоены, необходимо расщепление их на составные части, из которых, как из строительных блоков, образуются новые органические соединения, специфичные для организма человека.

Кроме белков, жиров и углеводов с пищей к нам приходят и другие важные соединения, как органические, например витамины и другие биологически активные вещества, так и неорганические, например вода, минеральные соли.

Превращения пищевых веществ в ходе пластического обмена

Пищеварение – это сложный физиологический процесс в организме, обеспечивающий переваривание пищи и её усвоение клетками. В ходе пищеварения происходит превращение крупных молекул пищи в более мелкие молекулы. Этот процесс осуществляется с помощью пищеварительных ферментов.

Процесс пищеварения складывается из следующих этапов:

1) механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, её размельчение и смешивание с пищеварительными соками;

2) расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений;

3) всасывание этих соединений в кровь и лимфу;

4) удаление непереваренных остатков из организма.

Органы пищеварения состоят из пищеварительного канала и пищеварительных желёз. Пищеварительный канал образуют ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Пищеварительными железами называют те железы, которые находятся во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника), и те, которые связаны с пищеварительным каналом протоками: три пары слюнных желёз, печень и поджелудочная железа (рис. 91).

Снаружи органы пищеварительного канала покрыты соединительной тканью, изнутри – эпителиальной. Средний же, наиболее мощный слой стенки канала состоит из гладкой мышечной ткани. Исключение составляют начальная часть пищевода и нижняя часть прямой кишки, где гладкая мускулатура уступает место поперечнополосатой.

В ротовой полости пищу размельчают и перетирают зубы, смачивает слюна. Затем пища проглатывается и по пищеводу поступает в желудок, где частично расщепляется ферментами слюны и желудочного сока.

Из желудка пища попадает в первый отдел тонкой кишки – двенадцатиперстную кишку. Сюда впадает общий проток печени и поджелудочной железы. Здесь происходит обработка пищевой массы желчью и соком поджелудочной железы. Затем пищевая масса переходит в другие отделы тонкой кишки, где переваривание завершается и происходит всасывание питательных веществ в кровь и лимфу. Из тонкого кишечника пищевая масса переходит в толстый кишечник, где завершается всасывание воды, минеральных солей и водорастворимых витаминов. Остатки непереваренной пищи удаляются из организма.


Рис. 91. Система органов пищеварения. Пищеварительный канал: 1 – ротовая полость; 2 – глотка; 3 – пищевод; 4 – желудок; 5 – тонкая кишка; 6 – толстая кишка. Пищеварительные железы (кроме тех, которые находятся в стенках пищеварительного канала); 7 – слюнные железы; 8 – печень (с желчным пузырём, показанным зелёным цветом); 9 – поджелудочная железа

Кишечник образует ряд петель. Он как бы подвешен на выростах задней стенки брюшины – брыжейке. Она состоит из двух листков соединительной ткани и охватывает кишку с двух сторон, образуя её соединительнотканную наружную оболочку. По брыжейке к кишечнику подходят кровеносные и лимфатические сосуды, нервы.

Гладкая мускулатура кишечника работает под управлением вегетативной нервной системы. Благодаря сокращениям мышц происходит перистальтика – последовательные сокращения и расслабления кишечной стенки, вызывающие перемещение пищевой массы.

В толстой кишке формируются каловые массы, всасываются остатки воды. Непереваренные остатки пищи удаляются из организма.

Продукты питания. Существуют продукты растительного происхождения, например крупы, фрукты, овощи, и продукты животного происхождения, например мясо, рыба, молочные продукты. Для полноценного существования организма необходимы также минеральные вещества (поваренная соль, микроэлементы), витамины и другие биологически активные вещества.

Питательные вещества. Продукты питания содержат питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и воду2
  Минеральные соли, витамины и воду относят к питательным веществам, не обеспечивающим организм энергией.

. Если рацион составлен правильно, то в продуктах питания содержатся все необходимые вещества в нужном количестве и в правильном соотношении. Наряду с ними должны быть и балластные вещества, например клетчатка, которые являются необходимой средой для существования в желудочно-кишечном канале полезных микроорганизмов, а также раздражают рецепторы кишечной стенки, стимулирующие рефлексы, необходимые для продвижения пищи.

Значение кулинарной обработки пищи состоит в том, чтобы по возможности облегчить процесс пищеварения. В отличие от животных, человек для питания использует природные продукты, как правило, после предварительной обработки. Пищу варят, жарят, пекут, применяют различные вкусовые приправы. Это делает её не только вкуснее, но и доступнее для переваривания.

Организму нужны овощи, содержащие клетчатку и витамины, мясные продукты, богатые белками, жирами, жирорастворимыми витаминами и минеральными солями. В животных продуктах имеются необходимые для организма полноценные белки. Жиры в организм человека поступают как с животной, так и с растительной пищей. Сырые и варёные блюда должны чередоваться и взаимно дополнять друг друга. Питание должно строиться с учётом энерготрат, профессии и особенностей организма.

Большое влияние на характер питания оказывают национальные и религиозные традиции.

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБМЕН, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН, ПИЩЕВАРЕНИЕ, ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА, ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЙ ТРАКТ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ, БРЫЖЕЙКА, ПЕРИСТАЛЬТИКА, РАЦИОН, БАЛЛАСТНЫЕ ВЕЩЕСТВА.

Вопросы

1. Что такое питание?

2. В чём заключаются пластическая и энергетическая функции пищи?

3. Что такое пищеварение? Какую роль оно играет в питании?

4. Почему клетки не могут усваивать готовые пищевые белки, углеводы и жиры?

5. На какие составные части распадаются белки, жиры и сложные углеводы?

6. Какое понятие – «питание» или «пищеварение» – является более общим? Докажите свою точку зрения.

Задания

1. Перечислите пищеварительные железы.

2. Перечислите отделы пищеварительного канала.

3. Составьте и заполните схему «Строение пищеварительной системы».

4. Назовите, какие питательные и балластные вещества содержатся в следующих продуктах питания: мясо, морковь, лук, хлеб, молоко, поваренная соль.

§ 31. Пищеварение в ротовой полости

1. Как распознаётся качество пищи?

2. Какое значение имеет механическая и химическая обработка пищи?

3. Каковы строение и форма зубов?

4. Почему и как происходит смена зубов?

5. Как предупредить заболевания зубов?

Рецепторы вкуса. Пищеварительный тракт начинается с ротовой полости. Здесь происходит анализ пригодности пищи. Рецепторы вкуса расположены на языке и на поверхности ротовой полости. Благодаря им человек различает кислое, солёное, сладкое, горькое. Осознанное вкусовое различение происходит в коре больших полушарий головного мозга, куда поступают нервные импульсы от рецепторов языка. Благодаря вкусу, а также запаху, температурным и тактильным ощущениям (чувствительности к прикосновению), в ротовой полости осуществляется опробование пищи.

Механическая и химическая обработка пищи. В ротовой полости пища смачивается слюной и пережёвывается. Зубы разрывают, размельчают и перетирают пищу благодаря движению нижней челюсти относительно неподвижной верхней.

Параллельно с этим происходит рефлекторное отделение слюны околоушными, подъязычными и подчелюстными слюнными железами (рис. 92). Слюна содержит вещество, склеивающее пищевые частицы и делающее их скользкими. Благодаря этому пищевой комок легко проходит по пищеводу. В слюне содержатся ферменты, которые расщепляют крахмал и другие углеводы. Эти ферменты действуют в слабощелочной среде, которую имеет слюна. На пищу разного состава выделяется слюна, соответствующая этому составу.


Рис. 92. Слюнные железы: 1 – околоушная; 2 – подъязычная; 3 – поднижнечелюстная

Строение зубов. Верхняя и нижняя челюсти имеют ячейки – углубления, в которых находятся зубы. Каждый зуб имеет корень, сидящий в ячейке челюстной кости, шейку, прикрытую десной, и коронку. Зуб состоит из плотного вещества дентина, а его коронку покрывает ещё более плотное вещество – зубная эмаль. Внутри зуба находится рыхлая соединительная ткань – пульпа, пронизанная кровеносными сосудами, питающими зубную ткань, и нервами. Находящиеся в зубе нервные окончания воспринимают давление и температуру, что позволяет регулировать процесс жевания (рис. 93, А).

Расположенные спереди резцы имеют острую поверхность и служат для откусывания пищи. Клыки у человека мало отличаются от резцов, что позволяет совершать боковые движения нижней челюстью, необходимые для речевой артикуляции. Коренные зубы имеют широкую и бугристую поверхность: они служат для разжёвывания и перетирания пищи (рис. 93, Б).


Рис. 93. Зубы: А – внутреннее строение зуба: 1 – эмаль; 2 – дентин; 3 – пульпа; 4 – костная лунка в челюсти; 5 – цемент; Б – зубы верхней и нижней челюсти: 1 – резцы; 2 – клыки; 3 – коренные зубы

Первые зубы появляются к 6–8 месяцам после рождения. Обычно к двум годам у ребёнка завершается развитие молочных зубов. Всего их 20: 8 резцов, 4 клыка и 8 коренных. С 5–7 лет начинается смена молочных зубов на постоянные, которая продолжается до 12–13 лет.

У взрослых людей 32 зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 малых коренных и 12 больших коренных – по 3 с каждой стороны сверху и снизу. Последние коренные зубы появляются в 17–20 лет. Поэтому их называют зубами мудрости.

Уход за зубами. Потребление сырых овощей и фруктов (например, моркови, яблок) способствует естественному очищению зубов. Однако оно, как правило, бывает недостаточным. В слюне содержатся различные минеральные соли и органические вещества. Смешиваясь с остатками пищи, они образуют налёт, который через определённое время твердеет и превращается в зубной камень. Для того чтобы этот налёт удалить, применяют зубную пасту или зубной порошок.

Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером. Щётку следует вести от десны к коронке. При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж дёсен, а без него они нередко начинают кровоточить. Чистить зубы необходимо не только с внешней, но и с внутренней стороны.

После еды нередко между зубами остаются частицы пищи. Их надо удалить зубочисткой из пластмассы или дерева. Можно воспользоваться зубной нитью. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя: возможно повреждение эмали. После еды следует полоскать рот.

Заболевания зубов. Эмаль – твёрдое, но хрупкое вещество. Она легко разрушается, если после горячей пищи сразу употреблять холодную. Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака. Заглатывая горячий дым и обжигаясь, курильщик следом вдыхает холодный воздух, чтобы предотвратить ожог. Чем больше при этом контраст температур, тем большая вероятность повреждения эмали. Кроме того, табачный дёготь оседает на зубах, образуя жёлтый налёт, который через некоторое время превращается в зубной камень.

Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление – дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция проникает в неё, вызывая воспаление – пульпит. Признаки пульпита – зубная боль, повышенная чувствительность зуба к температуре пищи. Если зуб вовремя не вылечить, он разрушится (рис. 94).


Рис. 94. Развитие кариеса

Большое разрушающее воздействие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся при брожении углеводов. Кроме того, сахар является хорошей средой для микробов, находящихся в полости рта. Вредно также грызть леденцы, орехи. Это может привести к механическим повреждениям зубов.

В эмаль зубов входят соединения фтора – фторапатиты – Ca5F(PО4)3. При недостаточном (менее 0,5 мг/л питьевой воды) потреблении фтора эмаль начинает разрушаться. Для профилактики кариеса рекомендуется использовать зубные пасты с добавками фтора или употреблять фторированную воду (до концентрации 1 мг/л). Это может существенно снизить вероятность появления кариеса.

РОТОВАЯ ПОЛОСТЬ, РЕЦЕПТОРЫ ВКУСА, СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ, ЗУБЫ: КОРЕНЬ, ШЕЙКА, КОРОНКА; ЗУБНАЯ ЭМАЛЬ, ДЕНТИН, ЗУБНАЯ ПУЛЬПА; РЕЗЦЫ, КЛЫКИ, МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ КОРЕННЫЕ ЗУБЫ, КАРИЕС, ПУЛЬПИТ.

Вопросы

1. Какие органы находятся в ротовой полости?

2. Каковы функции языка?

3. Где находятся коронка, шейка и корень зуба?

4. Каково внутреннее строение зуба?

5. Сколько у человека молочных зубов и сколько постоянных? Выясните у родителей, когда у вас появились первые молочные зубы. Сменились ли у вас все молочные зубы постоянными?

6. Как ухаживать за зубами?

Задания

1. Изучите зубы с помощью зеркала (работа выполняется дома). Рассмотрите свои зубы. Какая часть зуба видна? Какая часть находится в ячейке челюстной кости?

2. Найдите резцы, клыки и коренные зубы. Почему клыки человека сравнительно мало (по сравнению с хищными животными) отличаются от резцов? Объясните, с чем это связано.

3. Протрите зубы чистым носовым платком. Определите, есть ли на зубах налёт. С чем он связан? Почему его надо регулярно счищать?

4. Объясните, почему, если долго жевать кусок хлеба, во рту появляется сладкий вкус.

5. Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, выясните, к каким последствиям может привести употребление воды с избыточным содержанием фтора.

Эксперименты

1. Определите положение околоушных слюнных желёз. Нажмите на щёки впереди и ниже ушей с левой и правой сторон. Почувствуете, как во рту появляется слюна.

2. Определите места положения поднижнечелюстных слюнных желёз. Нажмите под нижней челюстью с левой и правой сторон, отступя на 2–3 см от её углов к центру, пока не почувствуете, как ротовая полость наполняется слюной.

3. Обнаружьте выход протока подъязычной слюнной железы. Подъязычная железа лежит глубоко. Её прощупать не удаётся, но зато легко обнаруживается устье протока этой железы. Он находится у основания уздечки языка. Если резко приподнять язык вверх, то иногда можно увидеть небольшой фонтанчик слюны.

§ 32. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов

1. Как пища попадает в желудок?

2. Как изменяется в желудке пищевой комок?

3. Почему в желудке перевариваются белки, но стенка желудка не страдает?

4. Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?

5. Как изменяются в ней белки, жиры и углеводы?

6. Как работают пищеварительные ферменты?

Желудок. Сформировавшийся в ротовой полости пищевой комок через глотку попадает в пищевод. Устье пищевода снабжено сфинктером – кольцевыми мышцами, которые препятствуют обратному движению пищи из желудка в пищевод. В желудок пища попадает измельчённой и пропитанной слюной. С наружной поверхности пищевой комок подвергается действию желудочного сока, а внутри его ещё в течение некоторого времени продолжают работать ферменты слюны. Постепенно пищевой комок распадается и превращается в кашицу.


Рис. 95. Желудок: А – мышечные слои желудка: 1 – наружный продольный слой; 2 – средний круговой слой; 3 – внутренний косой слой; Б – внутренняя слизистая поверхность желудка (виден сфинктер)

Желудок – самая широкая часть пищеварительного канала (рис. 95). Он располагается под диафрагмой в левой части живота. Форма и размеры желудка изменяются в зависимости от объёма принятой пищи. Желудок взрослого человека может вместить до 3 л пищи.

В слизистой оболочке желудка находится множество желёз (рис. 96). Одни из них выделяют слизь, которая защищает стенки желудка от действия на них желудочного сока и раздражающих веществ пищи, другие выделяют соляную кислоту. Так называемые главные железистые клетки секретируют в полость желудка пищеварительные ферменты. Основной из них пепсин – фермент, расщепляющий белки. Соляная кислота не только создаёт необходимую среду для работы фермента, но и уничтожает многие вредные микроорганизмы, проникшие с пищей.


Рис. 96. Слизистая оболочка желудка. Углубления ведут к желудочным железам (микрофотография)

Средний слой стенки желудка состоит из гладких мышц. Их сокращение способствует лучшему перемешиванию пищи и пропитыванию её желудочным соком. Постепенно мышцы проталкивают пищевую кашицу к двенадцатиперстной кишке. На границе между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится кольцевая мышца – сфинктер. Периодически он открывается и порциями пропускает полупереваренную пищу в двенадцатиперстную кишку.

Если человек съел недоброкачественную пищу, возникает рвотный рефлекс и содержимое желудка выбрасывается наружу. Рвота может быть вызвана также раздражением корня языка, где наряду с рецепторами глотательного рефлекса, а также чувствительными рецепторами к горькому находятся и рецепторы рвотного рефлекса. Раздражение корня языка применяют для вызывания искусственной рвоты, когда возникает необходимость удалить из желудка недоброкачественную пищу.

Двенадцатиперстная кишка – начальная часть тонкой кишки. Тонкий кишечник человека – это длинная извилистая трубка, состоящая из трёх отделов: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка, подвздошная кишка. В стенке тонкого кишечника имеется два слоя гладких мышц: наружный – продольный и внутренний – кольцевой. Вся тонкая кишка имеет длину 5–6 м, двенадцатиперстная кишка – 27–30 см, что примерно соответствует ширине сложенных вместе двенадцати пальцев (рис. 97).


Рис. 97. Расположение печени, желудка и поджелудочной железы: 1 – желудок; 2 – поджелудочная железа; 3 – двенадцатиперстная кишка; 4 – желчный пузырь; 5 – печень; 6 – общий проток поджелудочной железы и желчевыводящих путей, ведущий в двенадцатиперстную кишку

Если в желудке на пищевой комок действовал желудочный сок, то в тонком кишечнике – кишечный сок. Кишечный сок – это продукт совместной деятельности поджелудочной железы, печени и желёз, расположенных в стенках тонкого кишечника. Он имеет щелочную реакцию (рН ≈ 8,2) и содержит слизь, желчь и пищеварительные ферменты, расщепляющие все группы органических веществ.

Сок поджелудочной железы и желчь из печени поступают в двенадцатиперстную кишку по общему протоку. Пищеварительный сок поджелудочной железы содержит ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Желчь – это зеленовато-жёлтая жидкость горького вкуса. Под её воздействием жиры распадаются на мельчайшие капельки, так что общая их поверхность увеличивается. В таком виде они становятся более доступны и для действия ферментов. Желчь стимулирует секреторную деятельность поджелудочной железы. Нейтрализуя кислую среду пищевого комка, поступившего из желудка, желчь активизирует некоторые ферменты поджелудочной железы, в частности трипсин – фермент, расщепляющий белки до аминокислот.

Пищеварительные ферменты. Ферменты – это биологические катализаторы, представляющие собой белки сложного строения. Пищеварительные ферменты наиболее активны при температуре 37–39 °С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент обладает специфичностью, то есть действует на строго определённый субстрат. При этом каждый фермент работает только при определённых условиях: ферменты слюны – в слабощелочной среде; ферменты желудка – в кислой среде; ферменты поджелудочной железы – в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, разрушаются и теряют активность.

Микроорганизмы кишечника. В кишечнике находятся полезные для организма бактерии – кишечные палочки, а также незначительное количество вредных микроорганизмов, вызывающих гниение белка и брожение углеводов.

При нормальной активности пищеварительных ферментов кишечная палочка активно размножается и сдерживает размножение вредных микроорганизмов. Она полезна ещё и тем, что выделяет ферменты, способствующие пищеварению, а также синтезирует некоторые витамины. Но при ухудшении условий жизнедеятельности кишечной палочки, которое происходит при неправильном питании или необоснованном применении антибиотиков, размножение её приостанавливается. Это улучшает условия жизни для гнилостной или бродильной микрофлоры. Возникает заболевание – дисбактериоз.

При дисбактериозе происходит усиленное образование кишечных газов, нарушается всасывание воды в толстой кишке, снижается эффективность пищеварения. Самочувствие человека ухудшается также вследствие отравления организма продуктами жизнедеятельности вредных микроорганизмов.

ПИЩЕВОД, ЖЕЛУДОК, ПЕПСИН, СФИНКТЕР, ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНАЯ КИШКА, ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА, ТРИПСИН, ПЕЧЕНЬ, ЖЕЛЧЬ, ФЕРМЕНТ, СУБСТРАТ, КИШЕЧНАЯ ПАЛОЧКА, ДИСБАКТЕРИОЗ.

Вопросы

1. Как пищевой комок попадает в желудок?

2. Где располагается желудок?

3. Какую функцию выполняет внутренний железистый слой желудка?

4. Какое значение имеет соляная кислота, входящая в состав желудочного сока?

5. Какую функцию выполняет мышечный слой стенки желудка?

6. Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?

7. Продукты каких пищеварительных желёз поступают в двенадцатиперстную кишку?

8. Каковы функции желчи, выделяемой печенью?

9. Что такое фермент? Назовите известные вам пищеварительные ферменты.

10. Подумайте, будет ли действовать пепсин, если соляную кислоту желудочного сока нейтрализовать щёлочью.

11. Каково значение кишечной палочки, живущей в кишечнике человека?

Задания

1. Сравните процессы пищеварения, проходящие в ротовой полости, желудке и тонком кишечнике. Сведите известную вам информацию в таблицу и проанализируйте её.

2. Иногда желудочный сок из желудка попадает в пищевод, раздражая его слизистую оболочку. Как называют подобное явление? Что при этом испытывает человек? Используя дополнительную литературу и интернет-ресурсы, выясните причины и возможные последствия этого нарушения.

3. Вспомните из материала предыдущих курсов биологии, какие млекопитающие имеют желудки более сложного, чем у человека, строения, например четырёхкамерные. Объясните, чем вызваны такие отличия в строении пищеварительной системы у представителей одного класса.

4. Объясните, почему лечение антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника.

Лабораторная работа

Действие слюны на крахмал

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, раствор иода (5 %-й), вода.

Предварительные пояснения. Цель этого опыта – показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с иодом даёт интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где крахмал сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остаётся, поэтому они не окрашиваются иодом и остаются светлыми.

Ход работы

1. Приготовьте реактив на крахмал – иодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель иода (аптечный 5 %-й спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

2. Намотайте на спичку вату, смочите её слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1–2 мин).

4. Опустите бинт в иодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием иода не даёт синего окрашивания. Если опыт прошёл успешно, на синем фоне получится белая буква.

Ответьте на вопросы

1. Что было субстратом, а что – ферментом, когда вы писали букву на бинте?

2. Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?

3. Будет ли слюна расщеплять крахмал, если её прокипятить?


Источник: http://iknigi.net/avtor-ivan-belyaev/94550-biologiya-chelovek8-klass-ivan-belyaev/read/page-12.html


Лучшие новости сайта


Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Почему происходит смена зубов биология 8 класс

Похожие новости:













Загрузили сегодня
Как сделать страницу в вк официальную
Своими руками аксессуары мастер класс
Как сделать красивый новогодний маникюр
Почему не выключается вентилятор на пежо 308
Фундамент своими руками из камней
Печи отопительные из кирпича своими руками проекты
Почему светодиодные лампы тускнеют
Как сделать вяленое мясо курицы в домашних условиях
Макушка для елки из бумаги своими руками
Как сделать антенну для андроид своими руками
Почему надо ходить на кладбище до 12
Поздравить бабушку с днем рождения внучки своими словами
Как своими руками сделать жерлицы