Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена


Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Лучшие новости сайта


РЕГАЛИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
Символы сопровождали казачество на протяжении всей его истории.

В XVI — XVIII веках крупные феодалы и монархи жаловали Запорожское и Донское казачьи войска ценными предметами, вой­сковыми знаками отличия, различными атрибутами власти: хо­ругвями и штандартами, бунчуками и булавами, барабанами, наградными серебряными трубами, серебряными гербовыми пе­чатями и т. п.

Все эти дорогие предметы, напоминавшие о военных заслугах, казаки хранили и почитали, называя их немецким словом клей-ноды (в переводе на русский — драгоценности).

По традиции государи, подтверждая крепость договора с каза­ками, присылали им знамена и литавры. Так поступали короли Речи Посполитой, обращаясь за помощью в борьбе с турками к запорожским казакам (тогда Сечь была расположена на террито­рии Польско-Литовского государства). Впервые это сделал польский король Стефан Баторий, вручив в 1578 году гетману

Украины хоругвь, бунчук и була­ву, а запорожским (низовым) каза­кам отдельно — пернач и серебря­ные литавры. В конце XVI века зна­мена прислал запорожцам импера­тор Священной Римской империи и король Германии Рудольф II с просьбой выступить совместно с ним против Османской империи. После выполнения договорных обя­зательств знамена и другие дары императоров и королей поступали в войсковые хранилища и служи­ли памятниками договорных отно­шений с соседними государствами. Петр I и Анна Иоанновна тоже жаловали украинских и донских казаков хоругвями, знаменами, бу­лавами, бунчуками, перначами.

В ходе второй русско-турецкой вой­ны из разогнанных царицей Ека­териной II, но оставшихся верны­ми российским знаменам запорож­цев было сформировано Войско вер­ных казаков. В 1788 году один из старшин — организаторов войска Захарий Алексеевич Чепега прибыл на службу со старыми запорожс­кими клейнодами: знаменем Про-товчанской паланки, где Захарий Алексеевич был полковником, и перначами.

В этом же году генерал-майор М.И. Голенищев-Кутузов (будущий победитель Наполеона) вручил секунд-майору армии и полковни­ку «Верного казацкого войска» З.А. Чепеге булаву от светлейшего князя Г. А. Потемкина-Таврического. А месяц спустя войску было пожаловано знамя, которое представляло собой белое квадратное полотнище с надписью «За веру и верность», обрамленное по все­му периметру узкой золотой бахромой. Александр Васильевич Су­воров передал это знамя императрицы вместе с куренными малы­ми знаменами «верным казакам» 27 февраля 1787 года под Кин-бурном. Тогда же полководец передал первому атаману Верного войска СИ. Белому и булаву кошевого атамана с перначами.

В мае 1788 года в Войско верных казаков была прислана боль­шая войсковая печать, изготовленная по повелению Екатерины Великой. А 30 июня 1792 года императрица подписала жалован­ную грамоту черноморцам на владение кубанскими землями, по­жаловала войску голубое знамя и литавры. На новоселье госуда­рыня подарила переселяющемуся на Кубань войску серебряное вызолоченное блюдо с надписью: «Дар Великой Екатерины войс­ку верных Черноморцев 1792 г. июля 13 в Царском Селе через войскового судью и кавалера Антона Головатого» и вызолочен­ную серебряную солонку с гербом.

Пожалования производились и последующими монархами. Зна­мена были наградой казакам за военные подвиги под Бендерами и Измаилом, Анапой и Севастополем, за участие в Кавказской и Крымской войнах, за Плевну и Шипку.

В 1813 году две серебряные на­градные трубы с надписью: «За отличие против неприятеля в ми­нувшую кампанию 1813 г.» полу­чила Черноморская лейб-гвардии казачья сотня. Сформированная в 1811 году, она была включена в состав гвардейского Казачьего пол­ка, вместе с ним прошла всю Оте­чественную войну 1812 года и за­вершила свой славный боевой путь в Париже в марте 1814 года.

Как уже отмечалось, у запорож­цев и первое время у черноморцев знамена, грамоты и прочие дары государей назывались немецким словом клейноды. Но после вхож­дения Запорожья в состав России и особенно после переселения черно­морских казаков на Кубань все эти предметы — знаки царского внима­ния — стали именовать еще одним словом — регалии. Слово клейноды стало выходить из употребления.

Словом регалии (от латинского regalis — «царский») обозначались символы царской власти: скипетр, корона и проч. Но на кубанской по­чве оно приобрело более широкое толкование. Все, что дарили цари и императоры казачеству; все, что несло на себе знак монаршей мило­сти, стали называть регалиями. А словосочетание казачьи регалии ста­ло восприниматься как символ во­инской казачьей доблести.

В состав кубанских регалий поз­же были включены знамена, значки Азовского казачества и Хоперского полка, вошедших в Кубанское казачье войско. Во время переселения черноморцев с различными пересе­ленческими партиями регалии дос­тавлялись из Приднестровья на Ку­бань. Первоначально часть их хра­нилась в Тамани, в доме А.А. Голо-ватого, другая часть — в войсковом граде Екатеринодаре. После того как полковые и войсковые знамена и дру­гие регалии были собраны в Екате­ринодаре, они хранились в Свято-Троицкой церкви, затем в Воскресен­ском соборе. И когда последний ра­зобрали из-за ветхости, регалии ста­ли хранить в специальном помеще­нии при войсковом штабе, а некото­рые — во дворце наказного атамана. Очень условно кубанские казачьи регалии можно разделить на не­сколько групп. Самая ценная и са­мая значимая часть регалий — это войсковые знамена, в том числе и георгиевские, знамена куренные и полковые, штандарты. Они вруча­лись как коллективная награда вой­ску или его подразделениям после каждой удачной военной кампании. Часто вручение знамени сопровож­далось вручением высочайших гра­мот, рескриптов. Царские грамоты подтверждали ратный подвиг войс­ка. И в составе регалий их насчи­тывается несколько десятков. Кол­лективной воинской наградой слу­жили наградные трубы и наградные серебряные литавры, используемые в особо торжественных случаях. Зна­мена и все эти предметы служат под­тверждением заслуг Кубанского ка­зачьего войска перед Родиной.

Другая часть регалий — символы власти. К ним относятся атаманские насеки и булавы, перначи кошевых атаманов и ку­ренные перначи, бунчуки, печати и проч.

Были среди регалий и предметы, которые на первый взгляд кажутся будничными, бытовыми. Это уже упомянутые блюдо и солонка — подарок Екатерины II, мундир императора Алексан­дра II, черкеска великого князя Михаила Николаевича, порту­пея Николая I. Но тем не менее и эти предметы несли печать царского внимания к казакам и потому были им дороги. Число регалий постоянно возрастало. Их бережно хранили, переда­вали из поколения в поколение; на них воспитывали доблесть, верность Родине и казачьим традициям.

10 мая 1844 года черноморские казаки торжественно отметили 50-летие своего переселения на Кубань. В Екатеринодар было дос­тавлено большое Георгиевское знамя, которым была отмечена служ­ба казаков Отечеству. Для приема знамени войсковой град собрал атаманов всех куреней в сопровождении почетных стариков и не­дорослей — мальчиков 10 — 12-летнего возраста. Пять казачьих полков подошли к городу. Пожалованное знамя, не прибитое к древку, было доставлено в атаманскую ставку. Вот как кубанский историк И.Д. Попко описывает процедуру прибития знамени к древку: «Первый гвоздь вбил в древко знамени наказный атаман, второй — архиепископ Кавказский и Черноморский преосвящен­ный Иеремия, третий — начальник войскового штаба. Потом были вбиты гвозди каждым из присутствующих, от генерала до казака, представляющего свою роту и батарею. Каждый вбитый гвоздь освящал последним ударом войсковой атаман».

Вот так воспитывалась у казака личная причастность к судьбе знамени — полковой святыни. Знамя — символ воинского брат­ства, ратного объединения всех воинов, и каждый воин должен был сражаться за него не щадя жизни.

Четырнадцать лет спустя, в мае 1868 года, в Екатеринодаре состоялись торжества в связи с окончанием Кавказской войны. Наказный атаман Ф.Н. Сумароков-Эльстон после благословения духовенства принял тринадцать полковых Георгиевских знамен и одно войсковое Георгиевское знамя, которые были пожалованы Кубанскому казачьему войску в 1865 году.

Ежегодно на второй день Пасхи боевые знамена вместе с дру­гими регалиями (булавами, перначами, бунчуками, наградными трубами и литаврами) вносили в войсковой собор во имя Святого князя Александра Невского. Здесь их кропили святой водой и после литургии, в сопровождении духовенства, войскового хора и льготных казаков собственного Его императорского величества конвоя, выносили из храма на площадь на показ народу. Вынос регалий совершался также в войсковые праздники, в памятные и юбилейные для войска и России торжества, на военные парады. Овеянные славой знамена выносили в день, когда принимал при­сягу вновь назначенный войсковой атаман.

СИМВОЛЫ АТАМАНСКОЙ ВЛАСТИ
Символами атаманской власти являются бунчук, булава, пер­нач, насека.

Все они в свое время имели сугубо практическое значение. Бунчук указывал местонахождение высокого военачальника, а булава, пер­нач, шестопер были грозным ударным оружием. Но уже в период переселения черноморцев из Приднестровья на Кубань эти предметы свое практическое значение потеряли и стали символами атаманской власти, казачьего достоинства и доблести. Их изображения исполь­зовались при создании гербов, составлении печатей и т.п.

Бунчук был знаком власти и достоинства турецкого паши, пред­ставлял собой конский хвост, подвешенный к украшенному древку длиной около 2,5 м. Конские волосы красились в красный, голубой или черный цвета. Верхний конец древка завершался шаром или был заострен в виде копья, к которому подвеши­вался один хвост. Иногда древко име­ло сверху крестообразную переклади­ну, часто украшенную полумесяцем. К такому навершию прикреплялись два и более конских хвостов.

По числу навешиваемых хвостов определялся ранг и достоинство паши. По степени старшинства паши делились на «двухбунчужных» и «трехбунчужных». Над султаном специальный оруженосец носил бун­чук с семью конскими хвостами.

Днепровские казаки заимство­вали бунчук у турок и крымских татар в конце XVI века. Этот приметный в строю казаков знак следовал за кошевым ата­маном или гетманом, указывал их местона­хождение. Запорожские бунчуки были из бе­лых волос. Гетман Украины имел белые, чер­ные и красные бунчуки. Казака, который держал бунчук над головой гетмана, назы­вали бунчужный товарищ или просто бун­чужный. Позже это прозвище стало почет­ным званием одного из казачьих старшин.

В мирное время бунчук хранился в церк­ви, его выносили только по праздникам как подтверждение присутствия атамана. Бунчу­ки изображались на печатях Кубанской, Уральской и Донской казачьих областей. Эта традиция возрождается и в современных ка­зачьих обществах.

Булава — старинное оружие в виде тяже­лой каменной или металлической головки на рукояти длиной около 0,5 м. Позже булава стала символизировать военную власть. У ка­заков служила знаком высшего атаманского достоинства. Она представляла собой сереб­ряный или позолоченный шар на рукоятке — окованной сереб­ром трости длиной 50 — 80 см. Иногда навершие имело груше­видную форму и делилось на несколько долей, похожих на пти­чьи перья. Подобную булаву называли пернач.

27 февраля 1788 года А.В. Суворов по указанию князя Г.А. Потемкина передал Войску верных казаков булаву для ко­шевого атамана. Она была в форме несколько вытянутого шара на деревянной рукоятке. Шесть желобков делили шар на такое же число секторов, три из которых были отполированы, а три оставались матовыми.

Особым видом булавы являлась насека — первоначально знак достоинства низших казачьих начальников и станичных атаманов. Это была длинная деревянная трость, украшенная резьбой в виде веток и окрашенная под орех, с серебряной головой — небольшим шаровидным навершием. На этом навершии «насекались» имена атаманов, владевших насекою (отсюда название). С начала XX века насеками стали пользоваться не только станичные атаманы. После пожалования Кубанскому казачьему войску ата­манской насеки булаву на различных церемо­ниях выносил помощник начальника штаба.

Поскольку булава была главным символом власти кошевого атамана, походного атама­на, гетмана, то на парадных портретах они в’сегда изображались с булавой в руках. Поз­же изображение булавы стало распространен­ным элементом печатей, казачьих родовых (дворянских) гербов. Булава украшает совре­менный герб Краснодарского края.

Печать была символом административной, хозяйственной и дипломатической власти ата­мана. Ею скреплялись все документы. В мае 1788 года Екатерина II пожаловала вновь об­разованному Войску верных казаков печать с изображением казака и надписью: «Печать коша Войска верных казаков». Она была ис­кусно изготовлена с использованием серебра и рога буйвола. Черноморцы видели в этой печа­ти дорогую регалию и не использовали ее на малозначащих документах. Сидор Игнатьевич Белый — кошевой атаман войска — заказал в Тульской казенной палате две копии.

Когда войско стали называть Черноморским, в Туле изготовили печать с надписью: «Печать коша войска Верных казаков Черно­морских». После Персидского бунта из названия войска убрали слово «верных», и войсковое пра­вительство в 1798 году в Туле за­казало новые печати и для всего войска, и для отдельных полков с новым войсковым названием. В 1801 году для Черноморского каза­чьего войска по распоряжению Пав­ла I изготовили новую печать. Цен­тральное поле печати теперь зани­мал российский государственный символ — орел. Именно такие печа­ти были во всех полках российских войск. Весной 1801 года эту печать вместе с высочайшей грамотой и зна­менами доставили в Черноморию. В январе 1794 года в соответствии с «Порядком общей пользы» -документом об основных принципах устройства жизни и управле­ния войска — всю Черноморию поделили на пять округов. В каж­дом из них учреждалось окружное правление из полковников, пи­сарей, есаулов и хорунжих. Все окружные правления имели отли­чительные печати с изображением, присущим данной местности.

Например, на печати Екатеринодарского округа, который гра­ничил с «закубанскими народами», был изображен казак, «водру­зивший ратище в землю, приложа к ратищу вместо присошек ру­жье, держа левою рукою ратище и ружье, а другою приклад и во врага стреляющий». На печати Фанагорийского округа, в одном из лиманов которого находилась тогда казачья флотилия, была изоб­ражена «по морю плавающая лодка со всем воинским прибором».

Тогда же появились печати ку­ренных селений. Они были незамыс­ловатые. Например, печати Шку-ринского и Пашковского селений были одинаковые, изображали в цен­тре корону, а ниже крест и два пе­рекрещивающихся колоса. Различа­лись только надписи. Куренная пе­чать вручалась атаману на выборах. Она принадлежала общине и пере­давалась от атамана к атаману.

В документах Краснодарского госархива сохранились многочис­ленные оттиски немудреных станич­ных печатей 2-й половины XIX — начала XX века. При составлении печатей современных казачь­их обществ используется изображение всей казачьей атрибутики: бунчуков, перначей, сабель, пик и т. п.

У кубанских регалий не только славная, но и драматическая история.

В феврале 1918 года боевые знамена и регалии кубанцев поки­нули Екатеринодар. Советы взяли власть в Екатеринодаре, но ненадолго. Уже в августе этого года после удачного 2-го Кубанс­кого похода А.И. Деникина советская власть в Екатеринодаре пала, а вслед за этим боевые знамена — свидетели воинской чести кубанцев — вернулись в кубанскую столицу.

Вторично военные знамена Кубанского казачьего войска вмес­те с другими регалиями покинули войсковой град в феврале 1920 года. Они были вывезены с Кубани. Побывав в Югославии и в Германии, после Второй мировой войны оказались в казачьем музее в штате Нью-Джерси в США, где и сегодня находятся.

ПЕРВЫЙ ГЕРБ
Тамань — первый населенный пункт Кубани, который обзавел­ся собственным гербом. Он был утвержден 30 января 1848 года.

День высадки на таманском берегу первой партии казаков-пе­реселенцев — 25 августа 1792 года — считают днем основания «го­рода Тамань». Он был объявлен центром Фанагорийской, а с 1802 года — Таманской округи. Но население «города» росло очень мед­ленно. По числу жителей Тамань отставала от самых захудалых станиц. По Положению о Черноморском казачьем войске от 1 июля 1842 года все окружные учреждения были переведены из Тамани в станицу Полтавскую.

Тамань попала в двусмысленное положение. Она не имела са­мостоятельного правления и управлялась из соседней Ахтанизов-ской станицы. Тем не менее (единственно по историческому зна­чению) продолжала называться городом.

Таманский герб представляет собой щит, разделенный на че­тыре равные части. В первой части на серебряном поле изображе­на великокняжеская шапка с золотым крестом сверху, украшен­ная золотом и драгоценными камнями. Эта геральдическая фигура напоминает о том, что Тамань в XI веке была центром русского Тмутараканского княжества. Во второй части на золотом поле воз­вышается крепостная стена красного цвета, а за ней огнедышащая сопка вулкана — часто встречающийся элемент таманского ланд­шафта. В третьей части на голубом поле — серебряная осетровая рыба, напоминающая о рыбных богатствах полуострова. На крас­ном поле четвертой части — три бугра соли. Соляные промыслы Тамани снабжали ценным продуктом всю Кубань.

Щит окружён зеленой каймой, украшенной золотыми шести­конечными звездами. Их 21 — по числу станиц в Таманском ок­руге на тот период.

Через полтора года после утверждения герба, 15 июля 1849 года, в Тамани было открыто свое станичное правление и населенный пункт из города превратился в станицу.

СИМВОЛИКА КУБАНСКОЙ СТОЛИЦЫ
Екатеринодар был основан в 1793 году на Черноморской кор­донной линии, долгие годы оставался войсковым городом и лишь на восьмом десятке своего существования получил гражданское управление. Этим в первые десятилетия своего существования ку­банская столица во многом отличалась от других городов Российской империи. Работа над городским гербом началась лишь в 1841 году после соответствующего предписания военного ведомства только что вступившему в должность новому атаману Черноморского ка­зачьего войска генералу Григорию Антоновичу Рашпилю.

Составление проекта было поручено выпускнику Петербургс­кой академии художеств есаулу Ивану Чернику.

Иван Денисович Черник (1811 — 1874) был потомственным черноморским казаком. Он родился в семье урядника в Екатери-нодаре. Очень рано проявил способности к рисованию и живопи­си. Но только в 19-летнем возрасте за счет казны Черноморского казачьего войска был направлен на учебу в Санкт-Петербург в Императорскую академию художеств.

За время учебы Иван Черник неоднократно награждался золоты­ми и серебряными медалями. После окончания академии талантли­вый молодой человек был направлен за границу для совершенствова­ния умений в области архитектуры под началом лучших зарубеж­ных мастеров. Несколько лет он прожил в Берлине, затем в Риме, удостоен звания академика и профессора архитектуры. Лучшим его творением стал архитектурный проект войскового Александро-Не-вского собора, который построил в казачьей столице его брат Елисей Черник, также выпускник Петербургской академии художеств.

Получив от войска почетный заказ составить проект герба Екатеринодара, Иван Денисович с энергией взялся за работу и 20 декабря 1843 года представил результат своего труда войско­вой администрации.

Но пройдет еще почти семь лет, в течение которых представ­ленный проект будет дорабатываться и уточняться, и лишь 3 сен­тября 1849 года герб Екатеринодара будет высочайше утвержден Николаем I. Его описание будет включено в «Полное собрание законов Российской империи», в 24-й том, изданный в Санкт-Петербурге в 1850 году.

Главная часть герба — прямоугольный, заостренный снизу щит. Он разделен на четыре равные части. На первой и четвертой час­тях на золотом поле изображена крепостная стена «червленого цвета» с открытыми воротами. Над стеной возвышается двугла­вый российский орел черного цвета с московским гербом на груди.

Эти изображения говорили о том, что герб принадлежит вой­сковому городу, стоящему на границе, городу-крепости. «Госу­дарственный» орел означал, что это российский город и черно­морское казачество находится под покровительством империи.

На второй и третьей частях на серебряном поле располагалось по два лазурных знамени с вензелями Екатерины II, Павла I, Алек­сандра I и Николая I — символами державности. Знамена эти были пожалованы войску за мужество и верную службу и свидетельство­вали о военных заслугах кубанского казачества. Меж знамен — ата­манская булава и бунчуки. Это символы казачьей власти. Город -центр управления казачьего войска, во главе его атаман с булавой.

В самой сердцевине основного герба находится геральдичес­кая фигура — «щиток». Она выполнена в форме плоского щита «червленого» (красного) цвета. На нем вензель Екатерины II, так как город назван в ее честь, и дата основания города — 1794 (был составлен и утвержден межевой план Екатеринодара и вы­шел первый документ, регламентирующий внутреннюю жизнь Чер-номорья, «Порядок общей пользы», в котором говорилось о «воз­движении града» Екатеринодара).

Большой щит окружен зеленой каймой с 59-ю шестиконечны­ми звездами — по числу черноморских станиц того времени. Вен­чала щит золотая городская корона в виде обруча, образованно­го городскими стенами с зубцами и тремя городскими башнями.

Ярко подчеркивали казачью принадлежность городского гер­ба щитодержатели, два гвардейских казака, стоящих по сторо­нам большого щита.

Казак слева — в синей казачьей форме начала XIX века, времен Александра I. Он в высоком барашковом кивере с белым этишкетом и серебристым султаном, с пикой и саблей. Справа казак в форме 40 — 50-х годов XIX века, времен царствования Николая I. На нем красная черкеска с газырями, синий бешмет, кинжал, в руке’пика.

В последующие годы были предприняты попытки изменить городской символ.

В 1868 году был разработан новый герб Екатеринодара, но его проект не был принят. В целом герб Екатеринодара 1849 года не претерпел никаких изменений. Он служил симво­лом города вплоть до 1920 года, когда на Кубани была установ­лена советская власть.

Изображение герба использовалось на печатях, бланках го­родской управы и думы, личных должностных знаках, в оформле­нии товарных знаков многочисленных городских заведений и т. п.

После революции в Краснодаре почти полвека не было ника­кого герба. За создание символа города, который должен был показать «социалистические преобразования», произошедшие за годы советской власти, взялись во второй половине 1960-х годов. В мае 1966 года Краснодарский горисполком объявил конкурс на лучший значок, эмблему, герб города. Было представлено свыше 300 эскизов. Их присылали школьники, студенты, колхозники, профессиональные художники и историки из всех районов края. Осенью того же года на аллеях парка культуры и отдыха имени Горького была проведена открытая выставка эскизов.

Первое место присудили художнику И.А. Басанскому. Его эс­киз и был положен в основу нового, «социалистического» герба города Краснодара.

Герб был изображен на щите. Это единственная дань традици­онной геральдике. Вот какое толкование герба дал городской отдел культуры в одной из тогдашних газет. По верху щита вытянута красно-синяя полоска с серпом и молотом. Это флаг Российской Федерации. Под полоской надпись: «Краснодар». Внизу щита — зубчатая шестеренка, символизирующая развитие машинострое­ния в краевом центре. Рядом с шестеренкой видны силуэты заводов с дымящими трубами, что говорит о развитой нефтяной, газовой и химической промышленности. Большой колос безостой пшеницы, занимающий центральную часть герба, символизирует Кубань как житницу России. Все детали герба помещены на ярко-зеленом фоне, что должно было подчеркивать, что Краснодар — город цветов, зелени и садов. Все детали герба украшала цветущая ветка яблони.

Герб изображался на многочисленных сувенирных значках. Вскоре изображение яблоневой ветки исчезло со значков. Веро­ятно, это произошло из-за технологических трудностей воспро­изведения тонкого рисунка цветка яблони. Сегодня значки с яб­лоневой веткой можно увидеть только у редких фалеристов (кол­лекционеров значков).

Конечно, этот герб нарушал все законы и традиции геральди­ки, но тем не менее он более двух десятков лет был признанным символом краевого центра и стал «источником» эмблем (гербами их назвать нельзя) многих городов Кубани. Появилась эмблема Анапы с солнцем, виноградом и пионерским костром; эмблема

Горячего Ключа с медицинскими символами, колосом и шестерен­кой; эмблема Тихорецка с колосом, шестеренкой и переплетающи­мися железными дорогами; эмблема Лабинска с шестерней, коло­сом и волнистой линией (река Лаба); Новороссийска со звездой города-героя, якорем и дымящими трубами цементных заводов; Крымска с солнцем, виноградом, консервными банками и дымя­щими трубами; Адлера с солнцем, морем и авиационным лайне­ром; Архипо-Осиповки с морем и чайкой; Геленджика с солнцем, медицинскими символами и виноградом; Сочи с солнцем, пальма­ми и морем; Армавира с огромной шестерней и колосом; Ейска с чайкой в лучах солнца, шестерней и колосом; Туапсе с танкером; Майкопа с национальным адыгским орнаментом и другие.

В дни подготовки к празднованию 200-летия Краснодара — Екатеринодара снова подняли вопрос о гербе города. Именно тог­да возникло предложение к юбилею восстановить городской герб и объявить конкурс на эскизный проект флага Краснодара.

Но пройдет еще три с половиной года, прежде чем решением городской Думы Краснодара 5 июля 1996 года будет принят го­родской герб. Это исторический герб, утвержденный в 1849 году. В дальнейшем с учетом требований законодательства в области геральдики и обращений историков-краеведов из герба были ис­ключены цифры «1794» и принят новый вариант короны. С из­менениями герб Краснодара был утвержден 7 июля 2005 года.

ДВОРЯНСКИЙ ГЕРБ
Наиболее известный из дворянских гербов на Кубани — герб рода Бурсаков. •

Основателем этого казачьего рода был Федор Яковлевич Бур­сак, назначенный 22 декабря 1799 года императором Павлом I войсковым атаманом Черноморского казачьего войска.

Четырнадцатилетним мальчишкой, не окончив обучение в Киевской духовной семинарии, он сбежал в Запорожскую Сечь, где по сечевым обычаям получил прозвище Бурсак. Участвовал в двух русско-турецких войнах. Отличился при штурме Очако­ва, Хаджибея, Измаила, Мачина. Ревностная служба и храб­рость казака были замечены самой императрицей Екатериной II и полководцем А.В. Суворовым.

Федор Яковлевич был одним из первых казаков, записавшихся в Войско верных черноморских казаков. Вместе с войском переселился на Кубань. И здесь, став войсковым атаманом, показал себя хорошим администратором, заботящим­ся о благосостоянии вновь обретен­ных земель. Он много сделал для хо­зяйственного развития Кубани и на­родного образования, обеспечив бе­зопасность южных границ России от набегов закубанских горцев. Дослу­жился до воинского звания генерал-майора, был награжден многими ор­денами Российской империи.

Потомки Федора Яковлевича тоже известны своими заслугами пе­ред Кубанью и Россией. В 1830-х годах семья Бурсаков получила звание потомственных дворян. 26 июля 1840 года был утвержден герб рода дворян Бурсаков и вручена подписанная императором грамота, подтверждающая дво­рянское достоинство семьи.

Герб представлял собой щит, разделенный горизонтально. Вер­хняя часть щита, в свою очередь, разделена перпендикулярно на два поля. На левом верхнем золотом поле изображена гора с ли­нейного вида крестом, а у ее подножия — крепость с двумя башня­ми, окнами и бойницами. Это эмблема веры и того, что некоторые представители фамилии были важными духовными сановниками. На правом серебряном поле изображены копье, крестообразно саб­ля и бунчук, под ними — обращенная вверх рогами луна, что символизирует воинскую доблесть, доспехи, которыми добыто дво­рянское достоинство в битвах и победах над иноверцами. В ниж­ней части щита по лазоревому полю скачет всадник на белом коне, освещенный одинокой звездой. В правой руке у всадника булава -знак атаманства основателя рода. Щит увенчан дворянским шле­мом и короной. Щит обрамляет красочный намет.

Сегодня этот герб, отчеканенный в металле, можно увидеть в Краснодаре на фронтоне дома Бурсака по улице Красноармейс­кой, 6. Дом атамана был воссоздан в 1992 году.


Источник: http://www.s-n-k.info/i-iz-istorii-kubanskoj-simvoliki/


Лучшие новости сайта


Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Почему на гербе краснодара изображена крепостная стена

Похожие новости:













Загрузили сегодня
Новогодние костюм гнома для мальчиков своими руками
Поздравить с днем рождения женщину в прозе своими словами
Переделка монитора в телевизор своими руками
Почему видеокарта работает на половину
Новогодняя поделка из пластилина в садик
Как сделать в доте 2 английскую озвучку
Мопс из капрона своими руками мастер класс
Подарок из бумаги своими руками для девушки
Почему отекает одна нога правая при беременности
Из квадроцикла снегоход своими руками
Украшение стола фруктами своими руками фото
Как сделать белоснежным постельное бельё
Почему время в скайпе на час вперёд